Как расторгнуть договор с турфирмой?

Распространенная ситуация: Вы купили путевку в "турфирме", но что-то с отпуском не получилось, кто-то заболел или просто пропало желание ехать отдыхать (бывает и такое). "Турфирмы" (для краткости будем называть их так в тех случаях, когда непринципиально, имеете вы дело с турагентом или туроператором) в договорах обычно предусматривают для таких случаев условия аннулирования туров. Скорее всего, если вам что-то и обещают вернуть, то далеко не всю сумму, а небольшую её часть. Причём чем ближе к дате поездки, тем меньше вернут. Довольно часто "штраф" за отказ от тура по договору составляет 100%.

Для простоты не будем рассматривать варианты, когда договор с "турфирмой" составлен неправильно (например, в нём нет каких-то существенных условий) либо "турфирма" требует изменить какие-то существенные условия договора после его подписания (например, доплатить) либо просто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. Обратимся к варианту, в котором "турфирма" сделала со своей стороны всё идеально.

Договор между "турфирмой" и туристом составлен так, как хотелось бы "турфирме". На стороне туриста закон: Гражданский кодекс РФ, Закон "О защите прав потребителей" и Закон "Об основах туристской деятельности".

Договор между туристом и "турфирмой" - это договор возмездного оказания услуг. По закону заказчик может расторгнуть договор возмездного оказания услуг в любое время в одностороннем порядке, оплатив исполнителю лишь фактически понесенные им расходы. Об этом говорится в п.1 ст.782 ГК РФ. При этом фактические расходы обязательно должны быть подтверждены исполнителем документально и относиться непосредственно к договору с данным заказчиком. К примеру, аренда офиса исполнителя и заработная плата его сотрудников к таким расходам не относятся. Таким образом, к расходам исполнителя можно отнести только те неустойки, которые выставляют ему поставщики услуг (отели, перевозчики, страховщики и др.).

Те штрафы, которые прописаны в договоре туриста с "турфирмой", незаконны, поскольку неустойка может быть установлена только за нарушение договора. Отказ от договора в данном случае предусматривается законом, следовательно - это право туриста. Реализация права не может быть нарушением. Поэтому турист должен возместить только фактически понесенные расходы и не более.

Что касается действий, которые нужно совершить для отказа от договора, то они направлены на то, чтобы получить доказательства отказа. В случае возникновения спора вам понадобятся документы, подтверждающие, что вы действительно отказывались и сообщали об этом "турфирме". Причем важно, чтобы была зафиксирована дата направления уведомления. Варианта тут всего два: либо непосредственно вручить письмо с отказом от договора под роспись сотрудника "турфирмы" на копии, либо направить по юридическому адресу "турфирмы" заказное письмо с уведомлением о вручении, сохранив у себя копию письма. Не смотря на то, что копия и вернувшееся уведомление никак не связаны, суд принимает такие документы в качестве доказательства и предлагает другой стороне их опровергнуть (опровергнуть, т.е. доказать, что уведомления не получали, обычно невозможно).

Сообщение по телефону, электронной почте или даже факсу доказательством быть не может, поскольку невозможно достоверно установить либо сам факт отказа, либо время отправки и лицо, от которого отказ исходит. Например, с вашего ящика электронной почты вполне может писать любое лицо, которому известен пароль. Конечно, "турфирма" будет упираться. Сотрудники расскажут вам, что в соответствии с договором они ничего возвращать не обязаны, что всю их прибыль "съели" штрафы отелей, что авиакомпания деньги не вернет, а если и вернет, то обратиться туда должны вы сами. Вас попросят десять раз подождать и двадцать раз перезвонить. Нужно проявить настойчивость и, если станет очевидно, что добиться от "турфирмы" ничего мирным путём не получится, обращаться в суд.

Дата публикации: , ©bizformat.ru

Поделиться: